СССР (РСФСР)
Монеты образца 1921 года
В марте 1921 года Народный Комиссариат финансов принял решение начать выпуск серебряных монет. В этом году были отчеканены 10, 15, 20, 50 копеек и 1 рубль.
Тип лицевой стороны этих монет был одинаков: Государственный герб РСФСР, окружённый надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». 10, 15 и 20 имели одинаковые рисунки оборотной стороны: обозначение номинала и дата внутри венка, вверху — маленькая звёздочка, окружённая лучами. 50 копеек и рубль также имели сходные рисунки оборотной стороны: пятиконечную звезду, обрамлённую венком, двойное (словами и цифрами) обозначение номинала и дата внутри венка, вверху — маленькая звёздочка, окружённая лучами.
10, 15 и 20 копеек чеканились из серебра 500-й пробы в 1921–1923 годах, а 50 копеек и рубль — из серебра 900-й пробы в 1921–1922 годах.
На гурте 50 копеек и рубля были надписи соответственно: «чистого серебра 2 золотника 10,5 долей (П. Л)», «чистого серебра 4 золотника 21 доля (П. Л)» либо (А. Г) в их конце — инициалы минцмейстеров Петроградского монетного двора Петра Латышева и Артура Гартмана.
Одновременно с выпуском бумажных червонцев, в октябре 1922 года было принято решение о выпуске золотых червонцев в виде монет. Червонец полностью соответствовал дореволюционной монете в 10 рублей. Автором эскизов стал управляющий Медальной и вспомогательными частями Mонетного двора, художник-медальер А. Ф. Васютинский. На аверсе монеты был изображён герб РСФСР; на реверсе — крестьянин-сеятель. Распространено заблуждение, что основой для окончательного варианта монеты послужила знаменитая скульптура Ивана Дмитриевича Шадра «Сеятель». Изображение сеятеля Щадра действительно появилось на советских деньгах – но только бумажных червонцах. Для окончательного эскиза новой советской монеты Васютинский использовал собственный сюжет, который был создан им для медали дореволюционной сельскохозяйственной выставки». Чеканка монеты была начата на Петроградском монетном дворе 27 августа 1923 года, одновременно с чеканкой 5- и 10-рублевой монеты царского образца. Общий тираж отчеканенной золотой монеты в 1923-1924 гг. составил 2 751 200 экз. В том числе золотых червонцев «Сеятель» было изготовлено 100 000 экземпляров.
Некоторые исследователи считают, что выпуск золотой монеты был в целях ее использования для расчетов с западными странами. Однако, архивные документы эту версию не подтверждают. Чеканка была осуществлена в целях реализации мероприятий по поддержке вновь введенной валюты – червонца бумажного: «… необходимо иметь резервы для того, чтобы свободная активная часть золотого фонда могла бы в случае нужды повоевать на рынке за устойчивый паритет червонца …». «Воевать» приходилось за счет валютной и золотой интервенции на внутреннем и внешнем рынках, объем которой только по золотой монете за период с конца 1922 г. по 1926 г. по данным Валютного Управления Наркомфина превысил 64 822 000 золотых рублей. При этом золотой червонец «Сеятель» в спекулятивных сделках золотовалютной интервенции и обращении на внутреннем рынке по всей видимости не участвовал. В 1925—1926 гг. на Ленинградском монетном дворе дополнительно были отчеканены золотые монеты образца периода правления Николая II номиналом 5 и 10 рублей (с указанием года на реверсе «1911», и, возможно, «1898»), на сумму 25 110 000 золотых рублей.
Прекращение чеканки золотой монеты обусловлено несколькими причинами, как внутренними, так и внешними. После стабилизации советской валюты руководство страны посчитало нецелесообразным проведение дальнейшей политики золотовалютной интервенции на внутреннем рынке и соответственно чеканку золотой монеты. К тому же, основной идеолог проводимой финансовой политики Г.Я. Сокольников в 1926 году в результате внутриполитической борьбы покинул пост Народного комиссара финансов. Кроме того, на мировом рынке повсеместно происходил отказ от расчётов в золотой монете в пользу золотых слитков и устойчивых валют (швейцарский франк, фунт стерлингов, доллар США).